Обзор портативного ЦАП FiiO Q5 — флагман, что ждали так долго. Как получить звук аудиофильского качества от обычного смартфона? Мобильный цап

Народ просит, значит надо:) Здравствуйте, уважаемые читатели сайта сайт, по многочисленным просьбам пишу обзор на внешний цап Sabaj DA2. В таком крохотном корпусе размером с флешку мы получаем: поддержку DSD, разрешение до 768 кГц/32 бит (маркетинг, на деле - всё скромнее), качественный цап ESS SABRE9018Q2C со встроенным усилителем.

Область применения данного девайса: планшеты, смартфоны, тв-приставки, ноутбуки, компьютеры. Просто подключаем по юсб, настраиваем, устанавливаем драйвер, а затем подключаем наушники и наслаждаемся, всё просто. Повторюсь, несмотря на габариты, внутри можем наблюдать неплохую начинку, о ней чуть позже.

Характеристики:

Максимальное разрешение: до 768 кГц/32 бит, DSD512.
Питается от USB.
Цап: SABRE9018Q2C
Соотношение сигнал/шум: 108 дБ

Более полные характеристики:

Коробка.
Поставляется DA2 в маленькой картонной, квадратной коробке, на лицевой стороне красуется знак «Hi-Res Audio». Картон у коробки плотный, так что по пути никто мой цап не раздавил.


Сбоку имеются сертификаты качества.


Нижнюю часть коробки удерживают две именные наклейки:


Обратная сторона, здесь размещена контактная информация.


Открыв коробку, можно увидеть сам цап на поролоновой подложке, левее спрятаны 3 кабеля для подключения.

Комплектация.
Производитель радует, он положил сразу 3 коротких кабеля, на все случаи жизни. Длина каждого составила 20 сантиметров. На каждом штекере имеется защитная плёночка, дабы не царапались.
Первый кабель: USB - Micro USB (для подключения к компьютеру, или любому другому устройству, где есть обычный USB, хотя можно через OTG к телефону)
Второй кабель: Micro USB - Micro USB (для подключения к смартфонам с разъёмом Micro USB)
Третий кабель: Micro USB - Type-C (для подключения к смартфонам с разъёмом usb Type-C)


Еще есть инструкция на китайском и английском языках, она небольшая, но на ней уместили всё, что нужно.

Внешний вид, размер, вес.
А вот тут шок, он реально как маленькая флешка или зажигалка, сказать, что я был удивлён - не сказать ничего. Предлагаю вам фото, на котором: флешка, плеер Zishan Z3, аккумулятор формата AA.


Зажигалка, спички, Creative SB Play, Walnut V2.







Весит 9 грамм.


Размер настолько мал, что использовать DA2 со смартфоном - удобно, хотя я ожидал именно неудобств при использовании в паре с мобильником, на деле, для меня он скорее как продолжение кабеля.


Корпус выполнен из двух тонких половинок алюминия, покрытие держится, но насколько хватит я не знаю.
Разъём micro-usb. Кабель вставляется плотно, но заметен люфт вверх-вниз (если специально расшатать плату), то есть люфт самой платы внутри корпуса.


С другой стороны разъём 3.5 миллиметра для наушников. Штекер входит сначала легко, а затем с щелчком получается хороший-надёжный контакт.


На лицевой стороне: металлические кнопки регулировки громкости, есть пометка + -, кнопки немного гремят, но некритично, громкость так же можно регулировать в самой системе, на windows 8.1 я это делаю при помощи ползунка в микшере. В играх же конечно удобнее кнопками.


На обратной стороне: 4 хлипких винта, которые удерживают конструкцию, ссылка на официальный сайт, пометка наушников и юсб.


Место стыка на корпусе, шов заметный.


Индикатор синий, заметил, что если в AIMP выбрать максимальное разрешение, то при воспроизведении будет уже смесь синего и розового цвета. А если DSD - горит красным. Светит он не ярко а скорее тускло, заклеивать его не нужно.


Качеством корпуса я остался доволен, да, кнопки имеют люфт небольшой, да винты не очень, платка немного двигается. Я думаю это нормально, в любом случае можно разобрать и исправить эти моменты.

Нагрев.
Устройство греется, но руку не обжигает, тёплое.

Подключаем к пекарне.
Для начала нужно установить драйвер USB XMOS. Проверял на Windows 8.1, 64bit. Ссылка:
Без драйвера цап не определяется в системе! Далее появится значок снизу «Xmos USB DAC Driver Control Panel», в нём есть следующие настройки, в основном они касаются USB.











Определился в системе как SABAJ USB DAC:

В системе выбираем его «по умолчанию».

Максимальное разрешение:

Из плееров я использую AIMP и foobar2000, и там и там можно выбрать режим ASIO, и в AIMP можно выбрать максимальное разрешение до 384 кГц.




Еще пробовал плеер WINYL, так же можно выбрать ASIO или например wasapi. Музыку я в основном слушаю в Lossless, DSD реже (но ведь надо затестить:), для DSD был установлен плагин SACD Decoder для foobar2000, проведены необходимые настройки. Альбомов в DSD переслушал не мало, особенно понравился этот:
«Lyn Stanley - Interludes - 2015/2018 (Vocal Jazz) », как сказал один комментатор «я сейчас вообще всё закончу», звучит альбом как в «живую», вокал реалистичный, а ты как бы на сцене в первых рядах сидишь:). Натуральные тарелки, барабаны, в общем на ура альбомчик зашёл:)
Потребляемый ток:
В простое.


При воспроизведении на максимальной громкости.

Подключаем к смартфону на Android.
Можно подключить как через комплектный кабель:


Так и через OTG переходник, проверено - работает.


Далее был установлен плеер Hiby Music, который при подключении DA2 - предлагает его выбрать и воспроизводить звук именно через него.




На смартфоне Xiaomi Redmi Note 3 pro: работает, но где-то один раз за день проскакивает баг, вместо звука идёт неприятное шипение. с ZTE Z17 Mini такого глюка не замечал. Может питания не хватает, или еще что…

Начинка.
Разобрать легко, на корпусе находятся 4 винтика, каждый выкручиваем и получаем доступ к плате. Винты маленькие, крохотные, долго подбирал нужную насадку для отвёртки, набор у меня дешевый (Jackly за 15$). Винты были из коробки ослаблены, затянули их не до конца. Шляпки винтов и резьбы в металле совсем слабые, я думаю нет смысла разбирать более одного-двух раз.


Две металлические половинки корпуса распадаются, кнопки + - съёмные, под платкой еще находилась заглушка, функция которой как я понимаю - надёжная фиксация всей конструкции.


Металл тонкий, а плата отдельно весит еще меньше:


Далее фото в макросъёмке, из-за размеров платы, сделать нормальные фотографии было тяжело, потратил более часа только на эти фото, но всё же получилось по итогу неплохо, всё видно в подробностях.
Плата помещается на пальце:


Разъём микро юсб пока держится, вроде припаяли нормально, рядом индикатор событий.


Генератор:


Разъём 3.5мм, из какого-то твердого пластика, рядом две кнопки + -.


С другой стороны:


Цап: SABRE9018Q2C (все фото кликабельны, все наименования видны вблизи)


USB Xmos Чип.









Качеством пайки я доволен, плата чистая. Ну и в нагрузку фото от производителя.

Как звучит.
Для оценки звучания я использовал гарнитуру Meze 11 (стоимость около 60-ти долларов), Meze 12 (80$), так же акционные Hifiman RE400 (25$), гибридные Kinera Seed (50$), и огромное количество недорогих наушников (Urbanfun Hi-Fi, Arvicka Hybrid, Qian 25, Qian 69, Mevi Hi-Fi, Tennmak Bass, BlitzWolf BW-VOX1, Z&W Panda PK2s, Beyerdynamic DP100 и многие другие).

Звучание богоподобное, Sabaj DA2 мне нравится даже больше, чем DAC X6. Звук здесь не знаю как правильно сказать, он именно правильный, более детальный, более чистый, бас здесь более текстурный и он быстр. Звук ровный, нейтральный, может чуть светлый с легким подъёмом на высоких частотах. Очень детальный, прям очень, даже на низкой громкости ты слышишь всякие фишки заднего плана, и звучит это непривычно. Инструменты разделяются, они отличимы каждый по отдельности. На низкой громкости детализация сохраняется, а на высокой отсутствует бубнеж, бас неплохо контролируется.

Бас.
Бас очень хорошо контролируется, он хлёсткий, быстрый, где нужно есть панч. СЧ он не заглушает. Разрешение хорошее, живая музыка звучит великолепно, слышны все нюансы записи. Создаётся так называемый эффект «натянутой струны», это когда вместо бубнежа и мути - настоящие, подвижные низкие частоты. Количество нч среднее, не назову DA2 устройством для басхэда, но сказать, что тут именно нехватка баса… нет, его вполне достаточно. На самом деле проще подобрать наушники, и не париться. Одна придирка: мне хотелось бы чуть чуть больше суббаса, так как я привык к DAC X6, а там его чуть больше.

Середина.
Средние частоты открытые, натуральные, сцена в глубину средняя, в ширину выше средней, то есть довольно широкая. Вокал звучит близко, возвышаясь над инструментами. Струнные, скрипки-гитары, а так же барабаны - конфетка.

Верха.
Режут слух только на низкокачественных композициях, и там где этих самых верхов - много. Так же режут слух с наушниками типа Арвики, KZ ZS5, Yersen Fen 2000, не очень приятны с RE400 (для меня ярко). С чем попало он не зазвучит, дешевые гибриды за 15-20 долларов здесь не канают, лучше подбирать нейтральные или с уклоном в бас. Понравились однодрайверные Meze, думаю нормально зайдут Shozy Zero. Возможно только у меня такое впечатление, я люблю когда вч сглажены и отодвинуты подальше.

Со всеми перечисленными наушниками я не ощутил нехватки громкости, запас есть. Уровень шумов при паузе например минимальный, то есть не слышны какие-то посторонние шумы и помехи. Обрывов при воспроизведении не замечал, к компьютеру подключаю через кабель от Ugreen.

Так же напрашивается сравнение с цапом, который был у меня на .
И он так же на сабре (ESS 9023). А сравнивать нечего, дешевый 9023 звучит мутновато, с приглушенными вч, уступая по деталям заметно. Вообще про ESS Sabre пишут, мол они яркие, детальные, и в случае с DA2 так и есть, а если взять тот дешманский 9023, ну вообще ничего общего, вообще, прям полная противоположность, поэтому само название чипа мало о чём говорит, ведь на звучание так же влияет обвязка.

Личное мнение: мне Sabaj DA2 понравился, не смотря на то, что он больше подходит к портативным устройствам, я люблю послушать его и дома, на компьютере или ноутбуке, очень уж мне по душе пришлось звучание данного брелка. Звук полноценный, взрослый, в общем достойный продукт.

На этом у меня всё, большое спасибо за внимание.

Планирую купить +49 Добавить в избранное Обзор понравился +53 +101

Всех участников сегодняшнего тестирования отличают небольшие габариты и возможность автономной работы от встроенной мощной батареи. Таким образом, устройства в первую очередь рассчитаны на использование со смартфонами и портативными плеерами. Однако ничто не мешает использовать их с настольным компьютером и ноутбуком - ведь встроенный наушниковый усилитель способен справиться не только с портативными моделями наушников, но и с полноразмерными, и даже с очень низкой чувствительностью. Более того, выделенный линейный выход позволяет подключать активные колонки в дополнение к наушникам. Так что, говоря «USB ЦАП для мобильных устройств», не будем забывать, что это поистине универсальные устройства. Сфера их применения очень широка и явно выходит за рамки варианта «послушать музыку в дороге». Например, у трех участников из шести есть продвинутый фирменный ASIO-драйвер, а у двух из них - возможность воспроизведения PCM вплоть до 384 кГц и DSD. Такие возможности выводят их на уровень традиционных внешних USB ЦАП.

В чем же отличие от габаритных стационарных ЦАП? Дело, в основном, в мелких неудобствах: все входные-выходные разъемы только формата миниджек, отсутствует экранчик. А вот цифровые входы и выходы S/PDIF, присущие «большим» устройствам, сохраняются.

Рассмотрим участников подробнее.

Creative Sound Blaster E5

Это новая, наиболее продвинутая модель производителя, с 4-ядерным DSP-процессором на борту, с аппаратным эквалайзером и тонной обработок Creative. При подключении к компьютеру Sound Blaster E5 превращается в полноценную звуковую карту с АЦП, драйверами, внутренним микшером, входом для гарнитуры, линейным входом и всем прочим. При подключении к смартфону или планшету - это полноценный USB ЦАП с батарейкой внутри. Есть выделенный полноразмерный USB-вход для iOS/Android-устройств. Micro-USB - только для компьютера и подзарядки батарейки. Есть и Bluetooth для беспроводного использования, например в качестве гарнитуры - в карту встроены микрофоны. Для iOS/Android есть специальное приложение, которое управляет всеми настройками внутреннего процессора с мобильного телефона.

От этой карты Creative никто не ждал чудес - недорогая (MSRP $200), с очень спорным дизайном, кучей обработок SBX Pro Studio, о которых ни на какой студии не слышали. Мы уже устали критиковать Creative за стремление «напихать всего и побольше», чтобы удовлетворить сразу всех пользователей. В итоге получается комбайн, который ничего толком не может делать хорошо. Пользователи, которым нужно много фич и наплевать на качество звука, оказываются не готовы платить высокую цену за карту. А те, кто готов платить, требуют в первую очередь качество звука, рассматривая все остальное как бесплатный бонус.

На поверку оказалось, что Sound Blaster E5 - это полностью новая разработка, которая не имеет ничего общего со всеми предыдущими бюджетными USB-картами Creative и кардинально отличается от младших моделей E1 и E3. В новой карте E5 в единственной все сделано так, как нам хотелось бы. Есть нормальная прямая поддержка от 44,1 до 192 кГц и на удивление отличная начинка:

  • ЦАП Cirrus Logic CS4398
  • АЦП Cirrus Logic CS5361
  • Наушниковый усилитель Texas Instruments TPA6120A2

Понятно, что даже хорошая начинка - еще не гарантия качества. Однако в сравнении с довольно неплохой новой картой E3, не говоря уже обо всех предшествующих Omni и пр., старшая модель E5 заиграла на порядок лучше! Драйвера проработаны намного лучше, есть специальный режим Direct Mode, явно отключающий всю обработку, ASIO-драйвер поддерживает все частоты и работает корректно. Карта разработана очень тщательно и внушает большие надежды. (Во многом это стало результатом нашего постоянного давления на Creative с опорой на читателей и с цитатами их мнений с нашего форума.) Из уникальных функций E5 - два выхода на наушники, микрофонный массив из трех встроенных микрофонов с датчиком положения в пространстве, в комплекте идет держатель с креплением на микрофонную стойку. Все-таки маркетинг Creative не удержался и напихал в карту всего побольше, под самую завязку.

Отметим, что у E5 сравнительно громоздкий корпус, регулятор громкости без насечек, подключение Android-устройств по Micro-USB невозможно. Но доступная цена и выдающийся звук для многих перевесят эти небольшие недостатки и маркетинговые причуды сингапурцев. В целом, совершенно неожиданно получился сильнейший конкурент на рынке и звуковых карт под USB, и мобильных USB ЦАПов.

Oppo HA-2

Разработчики Oppo смогли удивить потрясающим дизайном и самой интригующей начинкой: ЦАП ESS Sabre32 9018 в его мобильной версии 2M. Это выглядит вполне закономерно, так как стационарный ЦАП Oppo HA-1 основан на оригинальном ESS Sabre32 9018 для компонентных устройств Hi-End. Данная микросхема обладает на сегодня рекордными характеристиками сигнал/шум и Кг, превосходящими с большим отрывом все остальные микросхемы ЦАП. Прочие производители нечасто используют 9018, так как она очень дорогая и требует большого опыта ее «готовки» (китайские самодельные киты с eBay почему-то «не звучат»). Еще один бонус от применения Sabre32 - поддержка PCM до 384 кГц и DSD64/128/256. Разработчики Oppo предусмотрели и ASIO-драйвера с возможностью поставить очень большой буфер до 8192 семпла и выбрать высокий приоритет передачи USB-потока в системе.

Таким образом, USB ЦАП Oppo HA-2 был очень тщательно проработан и подготовлен для самых требовательных и продвинутых пользователей. Недостаток, вероятно, только в не самой доступной цене. Зато Oppo HA-2 - самый тонкий внешний ЦАП среди всех участников. Он в разы тоньше прочих, причем даже несмотря на дополнительный несъемный чехол из кожи! Материал корпуса - алюминий, корпус цельнометаллический. Как и в случае с Creative, у нас на тестировании был предсерийный образец, предоставленный производителем. По информации Oppo, в серию пойдет обновленный вариант, с еще более улучшенным качеством звука и увеличенным запасом мощности усилителя.

Denon DA-10

ЦАП основан на TI PCM1795 - это любимая микросхема японцев из Denon. Этот 32-битный преобразователь умеет играть PCM до 192 кГц и даже DSD64/128. Заявлено, что цифровая фильтрация производится за счет специальной фирменной технологии AL32 advanced DSP. Но больше всего нас поразил гигантский двухсекционный кожаный чехол в комплекте, который рассчитан на ношение и ЦАП, и смартфона сразу.

Устройство выполнено из пластика с декоративными алюминиевыми накладками и ручкой. Корпус выполнен толстым намеренно - чтобы в режиме звуковой карты было удобно крутить ручку громкости. Denon DA-10 сделан очень добротно, комплектуется ASIO-драйвером и недешев по цене. Чувствуется, что это устройство очень высокого класса, призванное конкурировать с самыми дорогими моделями, не опускаясь в массовый рынок. В комплекте даже идут провода для iOS-устройств - как с разъемом Lightning, так и 30-контактный. Все выглядит максимально продуманным.

FiiO E18 Kunlun

Китайский ЦАП FiiO с патриотичной приставкой Куньлунь (Лунные горы, крупнейшая горная система в Китае) контрастирует с предыдущим участником своей доступностью по цене и демократичностью. Тут нет ни ASIO-драйвера, ни разъема для подключения iPhone. Модель E18 Kunlun рассчитана на использование только с Android-устройствами и позволяет подключиться очень просто, миниатюрным кабелем Micro-USB-Micro-USB. Также оно подключается к ПК, после чего сразу начинает работать, не требуя драйверов. Однако есть хитрость: устройство видится в системе как цифровой S/PDIF-выход, как бы намекая ОС, чтобы микшер передавал данные побитно, не умножая и не деля цифровой поток в микшере и ничего не подмешивая к результату.

Дизайн устройства шикарный - все полностью металлическое, миниатюрное. Отметим дополнительный Micro-USB для зарядки, отличный от интерфейсного Micro-USB для сопряжения устройств. Это один из очень немногих ЦАПов, который имеет выбор режимов: PC, Phone, Charge Out (звуковая карта ПК, внешний ЦАП для Android и просто подзарядка батарейки телефона). В отличие от многих ЦАП FiiO, здесь применен не WM8740, а TI PCM1798. Регулятор громкости - Alps. Это уже вторая реинкарнация устройства, с небольшими улучшениями. Для своей невысокой стоимости ЦАП выглядит просто произведением искусства - очень грозный соперник в бюджетной категории.

Tento Porta DAC 1866

Кардинально противоположная идеология у сделанного в Германии Tento Porta DAC 1866. Этот продукт стал вершиной долгого пути приверженцев ортодоксальных ЦАПов R-2R, таких как примененный здесь Analog Devices AD1866. Этот ЦАП работает только в режиме 16 бит 44 кГц, но именно это и нужно поклонникам различных самодельных устройств с экзотической начинкой. В интернете бродит теория о том, что «золотой век» цифры закончился с приходом малобитных преобразователей с оверсемплингом. Говорят, что за высокими техническими характеристиками теряется душа звукозаписи. Собственно, долгое время так оно и было: первые 1-битные преобразователи играли просто ужасно. Сейчас ситуация совсем не такая однозначная, что бы там ни говорили отдельные анархически настроенные предводители специализированных форумов.

Итак, данный ЦАП Tento создан для тех, кто коллекционирует нестандартные продукты и ностальгирует по старым добрым временам. Из веяний прогресса тут интерфейсы Mini-USB и Bluetooth. Впрочем, есть и оптический/коаксиальный S/PDIF и нерегулируемый линейный выход. В комплекте идут очень хорошие качественные кабели, а поролоновая упаковка нас даже растрогала. Минус устройства один - не настолько маленькая цена, чтобы просто купить его себе для коллекции. Вероятно, это плата за ручную работу и производство в Германии.

Venture Craft Go DAP BXD

Японцы из Venture Craft переплюнули вычурностью всех. Это тот случай, когда мы, видавшие много чего, не выдержали и упали в обморок. Начиная с инструкции только на японском языке и заканчивая отсутствием режима работы ЦАП по шине USB при том, что разъем Micro-USB присутствует! Однако вы обязаны подключаться только по оптике или коаксиалу.

Это единственный ЦАП на очень странном преобразователе PCM5100A, но зато с Muse 8920 в предусилителе! Вы будете удивлены, но в комплекте даже идут печатные платки для подстройки демпинг-фактора балансного усилителя (!) с разъемом микроджек 2,5 мм (переходник докупается отдельно). Продукт явно для «мсье, знающих толк в извращениях». Впрочем, наушниковый усилитель - старый знакомый, MAX97220A, который себя очень хорошо зарекомендовал в известных продуктах.

Цифры паспортных характеристик устройства выглядят странными. Если импеданс 8-600 Ом шокирует своим диапазоном, то качество - ниже любого затрапезного интегрированного звука: 95 дБ сигнал/шум, 0,01% искажений. Спешим обрадовать: это самооговор производителя. Наши цифры измерений получились намного лучше: 100 дБ сигнал/шум и 0,002% искажений при любой нагрузке.

Итого: симпатичное, но очень странное, на наш европейский взгляд, устройство, все настройки которого регулируются вскрытием корпуса и перестановкой перемычек и миниатюрных печатных платок. Складывается впечатление, что это не USB ЦАП, а какой-то «тамагочи для аудиофила». Производителю наше пожелание: продумать такую же замену на миниатюрных платках блока с микросхемой ЦАП, а также реанимировать работу по USB. Это не так круто смотрится, как бутерброд из трех устройств (а именно такой пример показан на сайте производителя), но зато удобно!

Наушники

Для нашего тестирования мы специально подобрали наушники, которые соответствовали бы типичному применению высококачественных мобильных ЦАП.

В качестве внутриканальных наушников (IEM, «затычки») мы попробовали Grado GR10 (20 тыс. рублей), Fisher Audio TBA04 (10 тыс. рублей), Sennheiser IE-8i (12 тыс. рублей), Creative Aurvana in-Ear3 (6 тыс. рублей).

В итоге мы использовали Grado GR10 (32 Ом, 116 дБ/мВт) и Sennheiser IE-8i (16 Ом). Эти маленькие наушники сохраняют фирменное звучание своих больших собратьев. Очень интересные модели, достойные хорошего качественного ЦАП. Fisher Audio и Creative есть над чем поработать.

Grado RS1e (35 тыс. рублей) - прекрасные, очень ровные наушники. Импеданс 32 Ом делает их пригодными для прослушивания даже без предусилителя или же, наоборот, экономит заряд аккумулятора усилителя. Единственная особенность - это накладные (supra-aural) наушники, с прижимом прямо к ушам. Для длительного прослушивания лучше ослаблять оголовье. Звук - традиционный для классической серии Grado, очень комфортный. Возможно, есть небольшая переплата за красное дерево в оформлении.

Grado SR325is (14 тыс. рублей) - более современный вариант, ближе по звуку к серии Professional. Чашки сделаны из алюминия, что намекает на более «народную» модель. Наушники просто сразили нас наповал детальностью на СЧ. Разница между тестируемыми ЦАП проявилась на них, пожалуй, наиболее ярко. Grado SR325is играют намного дороже своей цены. После тестирования мы даже купили эту модель себе в личное пользование. Минусы тоже есть: звук более грубый, чем в серии Reference. Обязательно советуем послушать!

Audio-Technica ATH-M50x (9 тыс. рублей) - очень популярная модель с хорошо сбалансированным звуком и детальностью во всем диапазоне. Одни из лучших складных наушников, а акцент в области НЧ пригодится в дороге. Импеданс 38 Ом делает их пригодными для подключения прямо к смартфону, однако польза от отдельного усилителя есть, и немалая.

Beyerdynamic DT 1350 (16 тыс. рублей) - новинка серии Tesla, специально для портативной техники, с укороченным до 1,5 м шнуром. Очень странная модель со слабой отдачей на НЧ. В интернете отзывы делятся на две равные категории: «не понял, что это было» и «очень ровный неприукрашенный звук, я доволен». Мы, очевидно, входим в первую категорию, но не исключаем, что найдутся любители и такого звука.

Методика тестирования

Мы подключили одновременно все 6 устройств к одному компьютеру. Было создано 6 портативных копий foobar2000. Запускалась тестовая композиция, устанавливался комфортный уровень громкости. Далее с помощью программы RMAA мы выставляли одинаковую громкость для всех устройств при подключенных наушниках, чтобы исключить влияние проседания напряжения от нагрузки. Громкость всех устройств выставлялась с точностью до 0,1 дБ.

Это очень важно, так как даже одно и то же тестируемое устройство при разности громкости фонограммы всего лишь в десятые доли дБ может восприниматься как более качественное в случае более громкого варианта. При проигрывании одного и того же файла! Субъективно будет казаться, что больше деталей, чуть лучше бас, атака и прочее. То есть, по сути, устройство «проиграет самому себе», что совершенно недопустимо для правильной экспертизы. Понятно, если сравнивать с заведомо плохим устройством, эти меры выглядят перестраховкой, но при сравнении звуковых трактов одного класса такие требования обязательны. Об этом же все время предупреждал эксперт мирового уровня в области мастеринга Андрей Субботин. В отношении подготовки фонограмм он всегда требовал сравнивать только выровненные по громкости отмастеренные варианты фонограммы. Сравнивать что-либо с разной громкостью - это путь к самообману, так как более громкий вариант для человеческого слуха всегда будет звучать чуть лучше. В этом легко может убедиться каждый.

Звучание

Проведение экспертизы заняло у нас несколько дней. Мы понимаем важность этого сравнения и свою ответственность перед читателями. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям. Мы даже специально привлекли двух независимых экспертов, чтобы лишний раз убедиться в схожести оценок у всех подготовленных слушателей. Могут быть лишь небольшие нюансы в интерпретации терминов, но не в глобальной оценке качества звука.

Определяя размах нашей шкалы, мы взяли два устройства: интегрированный звук современного ноутбука (аудиокодек Realtek ALC282) и рэковый студийный интерфейс Lynx Aurora 8. Особенности звучания Realtek: явных искажений или дефектов звука нет, но нет и детальности. Все фонограммы играют синтетически, с очень плоской стереопанорамой, не прослушиваются хвосты реверберации. Говоря аудиофильским языком, звук зажатый, безжизненный, слушать его долго очень неприятно. Интерфейс Lynx Aurora 8 высшей ценовой категории является полной противоположностью. От музыки невозможно оторваться. Стереопанорама выходит далеко за рамки комнаты, но не за счет искусственных эффектов, а благодаря высокой детальности, очень чистым и плотным средним частотам, реверберация каждого инструмента в миксе хорошо прослушивается в отдельности. Современные фонограммы с очень сильной максимизацией громкости не перегружают звуковой тракт, их искажения мистическим образом становятся едва заметными и не мешают. Все претензии и рассуждения о «бездушной цифре» непостижимым образом исчезают, в звуке становится слышно все то хорошее, чего ожидаешь от записи, и ничто не отвлекает от восприятия музыки. Вот таким и должен быть идеальный тракт. Конечно, остаются вопросы с трактовкой тембров и с абсолютным референсом. Например, часто бывает, что одно устройство имеет более чистые высокие частоты, но менее предпочтительно по звуку в каком-то другом диапазоне. Но до этой проблемы очень тонких нюансов недорогим устройствам еще нужно очень долго и упорно расти.

Итак, в сравнении с интегрированным звуком ноутбука и даже со звучанием неплохого кодека телефона Samsung Note 3 любой из тестируемых USB ЦАП играет лучше на порядок. И чем лучше играют наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. А значит, смысл в приобретении этих устройств очень даже имеется, но только для владельцев нормального звукового тракта. Не обязательно Hi-End, но удачные модели аппаратуры Hi-Fi или студийные мониторы - это необходимый минимум.

Мы отсортировали участников тестирования по местам хит-парада качества.

Venture Craft Go DAP BXD звучит хорошо и ровно, но этот ЦАП уж сликом простенький. В оправдание скажем, что функция ЦАП у него не основная, это больше аналоговый усилитель для наушников. Стойкое ощущение, что ЦАП у японцев прикручен сбоку, на всякий случай. Ну, мало ли что. 6-е место.

Tento Porta DAC 1866 сильно выделяется своим характером звука в сравнении со всеми остальными. Видимо, это и было главной целью разработчика. Уровень звука высокий, но в обморок от качества или детальности не падаешь. Никакого «золотого века цифры» лично мы здесь не услышали. Звук неплохой, немного грубоватый. Средние частоты передаются наиболее хорошо и достоверно. Мы уверены, что устройство найдет своих поклонников чистых R-2R-преобразователей. Усилитель для наушников сделан очень грамотно; судя по полному отсутствию проседания от нагрузки, в устройстве стоит мощный буфер и нулевое выходное сопротивление. 5-е место.

Очень сильно выступил FiiO E18 Kunlun. Такого звука от 1798 не ожидаешь. Такой демократичный доступный высококачественный уровень. Отставание от лидеров совсем небольшое - при очень привлекательной цене. Модель, безусловно, удачная. Высокие частоты очень чистые и детальные. Прекрасный звук. 4-е место.

Sound Blaster E5 сразил нас детальностью на средних частотах и подкупил очень широкой стереопанорамой. До лидеров осталось буквально чуть-чуть, а если ваши наушники или колонки не класса Hi-End, то никакой разницы вы, с огромной вероятностью, не услышите. Звук практически оптимальный. Это именно то, чего нам хотелось от USB ЦАП. Можно слушать долго даже на самой дорогой аппаратуре и не видеть никаких изъянов. В сравнении с Denon мы не смогли отдать предпочтение ни одному из этих устройств. Оба на одном уровне, со звуком высшей категории. Делит 2-е и 3-е место.

Denon DA-10 - отлично звучащий ЦАП. Особые заслуги на высоких частотах, характер звука ближе к аудиофильскому, нежели к аналитическому. Чувствуется какая-то своя особенная трактовка. Для поклонников марки и стационарных устройств этой японской компании - сильно рекомендуется. Делит 2-е и 3-е место.

Oppo HA-2 обходит всех хотя и очень ненамного, но уверенно. Мы не можем сказать, что звук эталонный, но он максимально детальный, и это сразу подкупает. Для раскрытия всего потенциала лучше подобрать самые качественные наушники и колонки, и тогда в звуке открывается что-то новое, ранее не слышимое. Никакого окраса или своей трактовки тут не чувствуется. Акцент с аппаратуры сразу переносится на музыку, и это здорово! 1-е место.

Звучание в колонках

Так как все USB ЦАП имеют линейный выход, нам было интересно послушать звучание не только в наушниках, но и в колонках. Мы использовали активные студийные мониторы высшей категории, 3-полосные Adam Audio.

Ничего особенно нового, по сравнению с тестированием в наушниках, мы не услышали. Все сказанное выше полностью подтверждается. Разница в каких-то случаях просто более явная, так как все записи в первую очередь рассчитаны на прослушивание в колонках. Справедливости ради, для наушников существуют отдельные бинауральные фонограммы, записанные на искусственной голове, но дальше экспериментов дело не пошло. Главный вывод в том, что несмотря на маленькие габариты и разъем миниджек, все USB ЦАП пригодны в качестве стационарных источников звука - в то время как стационарные ЦАП не пригодны в качестве мобильных устройств.

Однако вам придется решать проблему коммутации. Качественных шнуров с разъемом миниджек еще поискать, а китайские переходники на полноразмерные коннекторы способны при одном неловком движении вывернуть миниатюрный разъем мобильного ЦАП вместе с частью печатной платы и вывести устройство из строя. В своем тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали новый шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (ни одна малейшая часть которого не была сделана в Китае). Далее подключался пассивный аттенюатор на базе модифицированного заводского образца с готовыми новыми XLR-шнурами Neutrik/Cordial. Для массового пользователя решение всех этих вопросов представляет непреодолимые трудности при поиске и покупке приемлемого варианта. К списку этих сложностей добавим отсутствие пульта ДУ, экранчика с текущим режимом и риск отправить мобильный ЦАП «в полет» при резком рывке за провод наушников. Поэтому стационарные USB ЦАП все же предпочтительнее в своей сфере использования, да и потенциал по звучанию у них выше. Но при ограниченном бюджете вопрос о покупке отдельного стационарного ЦАП за 40-100 тыс. рублей, как правило, вообще не стоит, дело ограничивается недорогим ресивером и медиаплеером.

Измерения в RMAA

Мы собрали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Обычные тесты в RMAA не показательны, так как не отражают особенности эксплуатации. Тесты без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно.

Наушниковые усилители часто преследуют следующие проблемы: проседание АЧХ на НЧ и резкий рост искажений с падением импеданса нагрузки, а иногда и перегрузка на 16 Ом. Для сравнения обычные измерения на графиках показаны знаком «прочерк» (то есть нагрузки нет), иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ультрабуку MXP U400-08, работающему от батарейки. Измерительная карта E-MU Tracker Pre также питалась от аккумулятора ноутбука. Чтобы проиллюстрировать отсутствие помех и наводок, в список тестов включен тест номер два, «Уровень шума».

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в примерно равных условиях.

Искажения измерялись при амплитуде тестового сигнала −3 дБ и громкости около 90%. Если виден только один график АЧХ, значит, все остальные слились с ним в одну линию. Мы использовали формат 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно. Наш измерительный интерфейс ограничен собственным шумом около 110 дБА, что позволяет проверить качество тракта. Для тех устройств, у которых заявлены паспортные параметры, наши измерения показали тот же или лучший результат.

Realtek ALC282

Тест Realtek ALC282 - Realtek ALC282 16 Realtek ALC282 32 Realtek ALC282 64 Realtek ALC282 300
+0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −93,5 −90,0 −92,1 −93,4 −93,6
Гармонические искажения, % 0,0028 0,0030 0,0029 0,0022 0,0023

Venture Craft GoDAP BXD

Тест Venture Craft GoDAP BXD - Venture Craft GoDAP BXD 16 Venture Craft GoDAP BXD 32 Venture Craft GoDAP BXD 64 Venture Craft GoDAP BXD 300
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ −0,11, −0,15 −0,10, −0,14 +0,01, −0,04 +0,01, −0,04 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −99,8 −99,8 −99,7 −99,7 −99,8
Гармонические искажения, % 0,0024 0,0032 0,0028 0,0026 0,0025

Похоже, самый длинный долгострой FiiO наконец-то увидел свет. Анонсированный ещё несколько лет назад топовый портативный ЦАП и усилитель Q5, претерпев несколько редизайнов и изменений концепции, обрёл реальное воплощение и скоро появится в продаже.

Я, пожалуй, в этом обзоре не буду задаваться вопросом «а зачем вообще в наш век расцвета портативных плееров всех сортов кому-то может понадобиться большой мобильный ЦАП с усилителем для наушников?». Судя по тому, что те же продукты CEntrance пользуются спросом, ценители подобных устройств есть. Плюс предполагаю, что для FiiO выпустить Q5 в некотором роде стало «вопросом чести», ведь именно с портативного ЦАП/усилителя E7 начался взлёт компании к вершине.

Что же представляет собой Q5? В первую очередь - достаточно серьезный мобильный ЦАП с двумя AK4490EN и полностью балансной схемой. За USB отвечает XMOS, обеспечивающий все новомодные плюшки, включая DSD256, попутно получена MFi-сертификация, обеспечивающая беспроблемную работу с iOS-устройствами. Не забыты и оптический/коаксиальный входы, если вдруг у вас завалялся какой-то источник для них. Идею с Wi-Fi пришлось отбросить (по словам FiiO, сильно шумел), но для любителей беспроводности предусмотрели 4.2 с aptX. В теории используемый CSR8670 умеет в Bluetooth 5.0, и FiiO даже предусмотрели возможность обновления прошивки беспроводного модуля, но я бы не стал рассчитывать на то, что подобное обновление обязательно увидит свет. Так что принимаем за данность то, что уже есть сейчас: 4.2 и aptX (ну и AAC для iOS).

С усилительной частью вопрос решили тоже достаточно эффективно - Q5 просто совместим с модулями для X7/X7II и оснащён «из коробки» хорошо зарекомендовавшим себя AM3A (). При желании подачу Q5 можно менять, используя всю ту прорву модулей, что уже выпустили в FiiO, но с портативным комбайном, на мой взгляд, целесообразность данного сценария остаётся под вопросом.


К этому прилагаются гибридный регулятор громкости, корпус из фрезерованного алюминия, очень неплохой дизайн, ёмкая батарея, сложная система фильтрации питания всех узлов и так далее и тому подобное. В общем, все заявки на серьёзность у Q5 есть, впрочем, и ценник в 350 долларов к тому очень сильно обязывает.

  • ЦАП: 2 × AK4490EN
  • USB интерфейс: XMOS XU208
  • Bluetooth: CSR8670
  • ОУ: OPA1642×2, AD8620+OPA926
  • Максимальное разрешение: до 384 кГц/32 бит, DSD до DSD256
  • Рекомендуемый импеданс нагрузки: обычный выход 16Ω ~ 150Ω, балансный выход 16Ω ~ 300Ω
  • Входы: линейный/коаксиальный/оптический, USB
  • Батарея: 3800 мА/ч
  • Время работы на одном заряде: >25 ч в режиме усилителя, >10 ч в режиме ЦАП
  • Bluetooth: 4.2 с поддержкой aptX, AAC, SBC
  • Вес: 195 г
  • Размеры: 124 мм × 64 мм × 16 мм

Линейный выход

  • Диапазон частот: 5 Гц ~ 90 кГц(–3 дБ)
  • <0,001% @ 1 кГц
  • Разделение каналов: ≥97 дБ @ 1 кГц
  • Соотношение сигнал/шум: ≥115 дБ
  • Напряжение: >1.8 Vrms

3,5 мм выход

  • Диапазон частот: 5 Гц ~ 50 кГц(–3 дБ)
  • Общие гармонические искажения+шум: <0,001% @ 1 кГц
  • Разделение каналов: ≥73 @ 1 кГц
  • Соотношение сигнал/шум: ≥115 дБ
  • Выходной импеданс: <1,4Ω
  • Напряжение: >6 Vp-p
  • Мощность: ≥160 мВт @ 32Ω, ≥24 мВт @ 300Ω

Балансный выход

  • Диапазон частот: 5 Гц ~ 50 кГц(–3 дБ)
  • Общие гармонические искажения+шум: <0,001% @ 1 кГц
  • Разделение каналов: ≥99 @ 1 кГц
  • Соотношение сигнал/шум: ≥115 дБ
  • Выходной импеданс: <2Ω
  • Напряжение: >10.5 Vp-p
  • Мощность: ≥440 мВт @ 32Ω, ≥93 мВт @ 300Ω

Упаковка и комплект поставки

Тут всё традиционно для FiiO: двухслойная коробка, хорошая полиграфия, наклейка для проверки на оригинальность и всё остальное, что мы уже столько раз видели.

Внутри находится сам Q5 и аксессуары:

  • два набора резиновых колец разных размеров для крепления комбайна к источнику
  • силиконовая прокладка для разделения гаджетов в «бутерброде»
  • сетчатый мешочек на затяжках для хранения Q5
  • короткий Micro-USB-Lightning-кабель для подключения к iOS
  • длинный USB-Micro-USB-кабель для зарядки или подключения к ПК
  • отвертка для замены усилителей и набор запасных винтиков
  • коаксиальный адаптер
  • адаптер оптического входа
  • короткий аналоговый провод с двумя угловыми 3,5 мм джеками
  • инструкции и гарантийные талоны


В общем, комплект поставки неплохой, но очень многое в него не вошло, FiiO уже выпустили (или вскоре обещают выпустить) много дополнительных плюшек:

  • кожаный чехол
  • кожаный чехол для совместного использования Q5 и iPhone
  • кабель WM-Port для подключения к устройствам Sony
  • кабели Micro-USB-Micro-USB и Micro-USB-USB-C для Android-телефонов

Дизайн и управление

Внешний вид Q5 получился на славу: интересное сочетание матового и полированного (с продольной текстурой) металлов, идеальная подгонка всех швов, пожалуй, по качеству и внешнему виду это если и не лучший мобильный ЦАП, то один из лидеров гонки за этим званием. Собственно, даже вставка из кожзаменителя на задней панели не способна испортить внешний вид. Стоит, правда, отметить, что в FiiO не удержались, и слегка попачкали плеер наклейками (золотая блямба «HighRes» и пара серых стикеров с «дополнительной информацией»), но, думаю, свести их проблемы не составит.

Элементов управления с разных сторон разместили немало. На правой грани находятся регулятор громкости, кнопка включения с вписанным в неё индикатором и отдельный светодиодик с надписью «DSD» (думаю, его функциональность очевидна). Регулятор громкости очень качественный, с приятным тугим ходом, тут используется уже знакомая по другим продуктам гибридная схема, обеспечивающая плавность, бесшумность и отсутствие разбаланса каналов. Выдержан и «фирменный стиль»: красное колечко вокруг кнопки питания, диагональное рифление ручки РГ - всё то, на что последнее время любят обращать внимание дизайнеры компании.

На левой стороне разместили три кнопки управления воспроизведением, к сожалению, работают они только при Bluetooth-подключении, что странно, ведь ещё E18 умел передавать сигналы управления и по USB. Средняя кнопка также служит для включения/выключения Bluetooth и активации режима «спаривания», а нижняя переключает циклически источники сигнала. Тут же находится маленькое отверстие для сброса, но я ни разу не испытал необходимости в его использовании. Также на левой грани находится второй «зарядный» MicroUSB-порт. В отличие от нижнего, служащего для передачи данных, этот предназначен для зарядки. Впрочем, при желании вы можете поменять их функции местами, используя приложение (о нём ниже).


Верхняя панель содержит два переключателя - усиление НЧ и коэффициент усиления, и два гнезда - линейный выход и комбинированный линейный вход/оптика/коаксиал. Как и в предыдущих разработках компании, усиление баса работает достаточно аккуратно и не превращает звук в чемпионат мира по скоростному метеоризму, как это зачастую происходит у других производителей. «Буст» оперирует исключительно с областью мидбаса и ниже, аккуратно добавляя звуку толику массы и телесности.

Нижняя сторона устройства отведена под модуль усиления, Q5 полностью совместим с модулями X7(II), так что при желании будущий владелец может менять мощность и подачу своего устройства в достаточно широких пределах, используя для этого все 6 выпущенных усилителей. «В стоке» Q5 оснащён тем же AM3A, что и X7 второго поколения, но, видимо, в силу иной конструкции предусилителя, способен развивать с этим модулем чуть большую мощность. Как и в старших плеерах компании, на стыке модуля усиления и основной «тушки» размещена полоска-индикатор, светящаяся разными цветами. Тут она сигнализирует о выбранном входе и состоянии питания (возможные цветовые комбинации заботливо перечислены на листике-вкладыше). При желании индикацию также можно отключить, но в этом комбайне она не такая яркая, как в плеерах, поэтому лично меня она не раздражает.

Так как перегружать Q5 кнопками FiiO не хотелось, а дать пользователям флагмана побольше опций было бы неплохо, в компании решили перенести часть настроек в приложение. Приложением этим стал FiiO Music, . При подключении Q5 в меню плеера появляется отдельный пункт, открывающий настройки. Что самое интересное, подключить для этого плеер надо исключительно по Bluetooth, проводное подключение не работает. Также оставлены «за бортом» и пользователи Android, про них в FiiO обещают подумать где-то «в первой половине 2018». Какие же настройки можно тут изменить?

  • поменять местами функции USB-портов
  • выбрать цифровой фильтр (доступны 5 штук)
  • баланс каналов
  • выключить светодиод
  • таймер выключения при простое

Тут же можно посмотреть уровень заряда батареи, к сожалению, FiiO не реализовали протокол, позволяющий iPhone показывать уровень заряда подключенного устройства, поэтому данный экран - единственное место, где этот самый заряд можно оценить до того, как красный цвет индикатора оповестит вас о том, что пора заряжаться.

К счастью, батарея тут довольно ёмкая, несмотря на высокую мощность, в режиме ЦАП через любой из входов Q5 работает где-то 10 часов 15 минут, а в режиме усилителя - больше 24 часов, хотя не думаю, что кто-то будет его использовать именно так. Полная зарядка требует 3 часа 20 минут.

Если же говорить о беспроводном интерфейсе (его устойчивости, про звук - ниже), то положенные 10 метров он выдерживает с запасом, равно как и сценарии вроде «телефон в одном кармане, ЦАП - в другом». Связь поддерживается стабильно, помех я ни разу не слышал. В инструкции есть предупреждение о возможном ухудшении приёма, если закрыть рукой верхнюю часть устройства, но мне для появления проблем понадобилось закрывать верхнюю часть Q5, где расположена антенна, двумя руками. В общем, проблема «вы не так его держите», вряд ли будет тут актуальна.

Звук

Для прослушивания устройства использовались следующие наушники: , и другие. В качестве транспорта использовались iPhone 6 Plus с FiiO Music и MacBook Pro 2016 с Audirvana по Bluetooth и по проводу.

Для начала немного о Bluetooth, я уже касался этой темы пару раз в предыдущих обзорах, но, думаю, в этом тоже надо повториться. Используемый тут aptX является кодеком с потерями, и на этом моменте большинство взыскательных аудиофилов, презрительно морща нос забывают об устройстве. На практике же хорошо реализованные aptX-приёмники, вкупе с качественным ЦАП и усилителем, обеспечивают совсем небольшую «просадку» качества. Она, безусловно, слышна, но в подавляющем большинстве случаев я готов с ней мириться, приобретая взамен портативность и мобильность. В Q5 реализована грамотная схема, в которой цифровой сигнал с Bluetooth чипа подаётся сразу на AK-шки, минуя встроенный в CSR8670 декодер. Естественно, для описания звука я всё-таки использовал вариант с подключением по проводу (оценивать надо максимум), но беспроводное подключение ухудшает картину весьма не сильно.

На этот раз в FiiO решили сделать (ну или само так получилось) действительно нейтральный звук с уклоном в почти мониторную подачу. Естественно, я сейчас говорю именно о «стоковом» варианте - смена модуля усиления или даже банальное включение bass boost меняет ситуацию если и не в корне, то весьма заметно.


НЧ у Q5 быстрые, обладают хорошей хлёсткостью и глубиной. Если вы привыкли к добавке массы или каким-то акцентам на нижней части диапазона, по умолчанию данный комбайн этого не даст, но так как вариантов менять звук тут даже не один, думаю, любой желающий сможет подобрать подходящий для себя вариант подачи баса. «Низ» тут обладает прекрасной текстурностью и очень приличным для этой ценовой категории разделением инструментов.

СЧ-диапазон также подаётся в неприукрашенной манере, что обуславливает основную особенность звука Q5 - высокую чувствительность к качеству материалов. Причём качество тут касается не столько высоких разрешений и прочих шаманизмов, а мастеринга и сведения: запись должна обладать правильной воображаемой сценой, сохранять все эмоции и не быть закомпрессированной до состояния кирпича. В этом случае данный комбайн порадует слушателя идеальной передачей всех нюансов трека, отличной трёхмерной воображаемой сценой заметно больше средней и в глубину, и в ширину, эмоциональностью - всем тем, за что мы любим прекрасную музыку.

Думаю, опытные читатели обзоров уже могут себе представить и ВЧ в исполнении Q5: детальные, светлые «верха», с приятным разрешением, наличием слоистости и прекрасной проработкой атак. Затухания, правда, чуть короче, чем должны быть, но это слышно далеко не на всех треках. В общем, для чувствительных к ВЧ-диапазону людей этот комбайн может не подойти (хотя аккуратный подбор наушников творит чудеса), но для любителей натуральной подачи «верх» тут будет очень и очень ОК.

Сравнивать Q5 с плеерами я не буду, условный ориентир — это FiiO X7-II, топовый ЦАПоусь от FiiO примерно равен ему «по уровню», хотя и предлагает другую подачу, думаю, это всё-таки запланированное действие - оценить реакцию покупателей на по-настоящему мониторный звук. Но сравнения с парочкой ЦАПов тут, конечно, не избежать.

CEntrance BlueDAC. Ближайший конкурент и по цене, и по возможностям, и по звуку. Если убрать из рассмотрения дизайн и некоторые незвуковые возможности, а говорить именно о звуке, можно сказать, что эти два устройства на самом деле в чём-то похожи. Оба предлагают нейтральный, детальный и мониторный звук. Но BlueDAC слегка глубже на НЧ и обладает ещё чуть большим разрешением практически по всему диапазону. На стороне FiiO - цена и масса дополнительных возможностей.

Cozoy Takt Pro. Относительно новинка от Cozoy уже удивила многих очень естественным звуком в весьма компактном корпусе. Опять же, отбросив ценовую и функциональную разницу, а заодно и не учитывая мощность, получается, что продукт Cozoy предлагает менее аналитичную подачу с чуть большим акцентом на НЧ и немного меньшим разрешением. В целом из этого сравнения несложно экстраполировать и разницу с Cozoy Rei.

Совместимость

Запаса по мощности Q5 без проблем хватит практически для любых наушников, причём для большинства - даже не придётся включать высокий Gain. Даже с достаточно тугими изодинамическими моделями Q5 показывает себя на очень приличном уровне (особенно с балансного выхода). «Обратная сторона медали» - практически полное отсутствие шума при проводном подключении даже с чувствительными IEM. При подключении по Bluetooth с «Андромедами» мне всё-таки удалось услышать тихий фоновый шум, но только в паузах между треками, поэтому я склонен считать это очень неплохим результатом.

Стилистически Q5 полностью универсален, тут главное - чтобы потенциальный владелец тяготел именно к мониторной, нейтральной подаче. Критичность к уровню материала высокая, где-то 8 по 10-балльной шкале.

Разумеется, обзор был бы неполным без треков-примеров

Всех людей на планете объединяет одно — это музыка на наших телефонах, рэп, рок, классика, джаз, рейв, поп… Мы выбрали 4 лучших аудиофильских смартфона Android, на которых аудио звучит максимально круто.

Для создания потрясающего звучания на телефоне нужно многое — качественный материал загруженный с интернет, специализированный усилитель, цифро-аналоговый преобразователь, программное обеспечение, высококлассные наушники и многое другое.

Чтобы найти идеальный смартфон способный предоставить впечатляющий объемный звук, были отобранные 4 Android устройства, которые мы сравним и выберем лучший.

Ключевые точки сравнения

Когда дело доходит до выбора устройства с наилучшим воспроизведением звука, то существует немало ключевых факторов на которые нужно обратить внимание.

ЦАП : цифро-аналоговый преобразователь или ЦАП, позволяет передавать цифровой звук телефона на усилитель для наушников и далее преобразует его в аналоговый аудиосигнал. Специальный 32-разрядный ЦАП лучше, чем выделенный 16-разрядный ЦАП.

Усилитель наушников : как только ЦАП преобразует аудио в аналоговый сигнал, он передается на усилитель для наушников, где он усиливается перед отправкой в ​​наушники. Когда дело доходит до выяснения, какой усилитель для наушников лучше, то стоит обратить внимание на несколько величин: количество ватт, питающих усилитель, и напряжение на 3,5 мм разъеме.

Воспроизведения Hi-Fi : высокая точность воспроизведения Hi-Fi, связана с ЦАП телефона. Чем выше бит и частота в ЦАП, тем выше качество музыки, которая подается в наушники.

Аудиокодек : кодек телефона — это часть программного обеспечения, которая управляет обработкой цифровых аудио файлов. Благодаря сочетанию хорошего кодека и ЦАП можно воспроизводить файлы высокого качества Hi-Fi. Большинство OEM-производителей действительно не беспокоятся о качестве звука, поэтому они, как правило, используют общий кодек, предоставляемый производителем процессора. Тем не менее, есть компании, которые уделяют приоритетное внимание качеству звука, используя кодек разработанный внутри компании.

Музыкальные приложения по умолчанию : некоторые музыкальные проигрыватели использующиеся по умолчанию имеют минимальную функциональность. Например, музыкальный плеер ZTE Axon 7, который не имеет ничего, кроме кнопок воспроизведения и паузы, в то время как другие смартфоны имеют множество возможностей. Например, На LG V20, имеющий эквалайзер. Также стоит отметить устройство HTC 10, который не имеет собственного музыкального плеера и использует Google Play Music.

Легкость в настройке : если вы не можете легко и просто настроить аудио на смартфоне, то смысл в цифрах? На этот рейтинг влияют такие параметры, как — легко или сложно было переключать ЦАП, включить такие функции, как BoomSound от HTC, и применять предварительные настройки эквалайзера.

Максимальная мощность : тут все просто, чем громче звук, тем лучше.

Соотношение сигнал / шум : чем выше соотношение, тем менее навязчивым является фоновый шум, и тем приятнее будет прослушивание музыки.

Перекрестные помехи : Чем ниже это значение, тем меньше помех между каналами. Самый простой способ проверить — это прослушать песню и посмотреть, заметен ли вам стереоэффект, если нет, то, вероятно,существует много перекрестных помех.

Выходное напряжение : Чем выше напряжение, тем громче музыка, чем больше значение, тем лучше.

Частотная характеристика : измеряется тем, насколько точно усилитель способен воспроизводить звук после его преобразования. Чем ближе эти числа к нулю, тем лучше частотная характеристика устройства.

Методика тестирования и анализ

В дополнение к простому прослушиванию музыки каждого телефона, также нужно было получить точные цифры. Для этого мы подключили телефоны к FuzzMeasure на iMac, через звуковую карту Focusrite Scarlett 18i20. На телефоны были загружены высококачественные FLAC-файлы

Четвертое место ZTE Axon 7

ZTE Axon 7 — это недорогой телефон, выпущенный в 2016 году, но он поставляется примерно с таким же высококачественным аудио оборудованием, как и остальные телефоны в нашем списке.

ZTE Axon 7 — это, безусловно, качественный телефон для аудиофилов. Не такой громкий, как LG V20, но в остальном почти не уступает. У него есть специальный ЦАП, а также имеется пользовательский аудио кодек, который используется различными музыкальными приложениями.

ZTE Axon 7 способен воспроизводить файлы Hi-Fi до 24 бит на частоте 192 кГц, но из-за ограничений аудио файлы Hi-Fi могут воспроизводиться только через музыкальный плеер ZTE. Что еще хуже, проигрыватель ZTE чрезвычайно ограничен по функциональности — он буквально не умеет ничего, кроме воспроизведения аудио файлов.

Третье место LG V10

LG V10, возможно, был выпущен почти два года назад, но ему все же удалось превзойти многие новые устройства с точки зрения качества звука. LG V10 настолько же громкий, как и HTC 10.

Самая большая проблема LG V10, которая повлияла на то, почему он не попал на второе место — это использование ЦАП, который будет работать только при использовании в связке с приложением LG Music. Если вы используете сторонний проигрыватель или службу потоковой передачи, такую ​​как Spotify, то используется ЦАП от Qualcomm, вместо отдельного 32-разрядного ЦАП.

Говоря о приложении музыкального плеера, LG Music предлагает достойный набор возможностей для тонкой настройки и, конечно же, поддерживает настоящий Hi-Fi звук. Также у него имеется системный эквалайзер, с шестью пред установками.

Помимо этого LG V10 практически не имеет перекрестных помех и у него низкое соотношение сигнал / шум.

Второе место HTC 10

HTC 10 был выпущен в мае 2016 года и является пятым аудио-ориентированным телефоном от HTC. Первый аудио-ориентированный телефон, выпущенный HTC, был HTC One X еще в далеком 2013 году, поэтому качество звука было главным приоритетом для тайваньского производителя телефонов.

Несмотря на то, что у HTC 10 есть только 24-разрядный ЦАП, он звучит так же хорошо, как и все другие телефоны в нашем топе. Все это благодаря отличной оптимизации программного обеспечения и усилителя. Вместо того, чтобы просто использовать аудио кодек Aqstic от Qualcomm, HTC предпочла включить другой, который, как оказалось, обладает гораздо более высоким качеством звука..

Beats Audio и BoomSound HTC всегда всегда славились качественным звуком, так что и новый HTC 10 тоже не подкачал. Компания HTC представила BoomSound как замену Beats Audio, когда партнерство HTC с Beats by Dre подоходило к концу. BoomSound — это аудио профиль, который усиливает три основных компонента вашей музыки: кристально чистые высокие частоты, ровный вокал и глубокий бас.

Кроме BoomSound , HTC 10 также оснащен Dolby Audio , который также работает в фоновом режиме. Dolby Audio также является профилем, который адаптируется к вашим типам наушников и настройкам прослушивания. Этот параметр можно легко включить или выключить, а также использовать не только для музыкального плеера.

Единственные проблема HTC 10 в том, что он технически не способен воспроизводить Hi-Fi аудио, а его музыкальный плеер — Google Play Music , который мы не можем удалить. Это ваш единственный выбор, если вы хотите слушать локально сохраненные музыкальные файлы с кодеком HTC, так как сторонний плеер будет использоваться с кодеком Qualcomm Aqstic.

Первое место: LG V20

LG V20 был выпущен в сентябре 2016 года и является вторым телефоном от компании LG в серии V. Он поставляется с гораздо более продвинутыми техническими характеристиками, чем его предшественник, V10. LG продала 200 000 единиц модели V20 в первые десять дней после выпуска и смартфон отлично продается до сих пор.

LG V20 — любимый телефон меломанов и это не просто так. V20 поставляется с интеллектуальным 32-битным ЦАПом, а также чрезвычайно громким и мощным усилителем. Но есть одно но, смартфон стоит очень дорого. Приблизительная стоимость LG V20 составляет $ 799,99 долларов США, хотя это, вероятно, стоит того, если вы настоящий аудиофил.

Несмотря на то, что LG V20 поддерживает аудио через разъем 3,5 мм через порт USB Type-C, аппаратные компоненты (ЦАП и усилители) работают только в том случае, если используется гнездо 3,5 мм.

Взглянув на цифры, мы можем точно понять на что LG V20 способен. Для начала, когда ЦАП выключен, LG V20 имеет приблизительный выход 65 дБ при подключении к наушникам с низким сопротивлением 16 Ом. Включив ЦАП, максимальная мощность составила 69 дБ.

Стоит отметить, что ЦАП в V20 является интелектуальным. Это означает, что в зависимости от импеданса (в омах) подключенных к нему наушников он отправит соответствующий сигнал.

Режим высокого импеданса V20 будет включаться автоматически, если подключенные наушники составляют 50 Ом или выше. Это позволит выдать потрясающие 88 дБ звука в ваши динамики.

LG V20 поддерживает аудио без потерь в аудиоформатах FLAC и ALAC. Он также может воспроизводить все файлы до 32 бит на частоте дискретизации 384 кГц, но только через предустановленное приложение LG Music. Если вы слушаете аудиоформаты с потерей, такие как MP3 и AAC, не волнуйтесь, LG есть чем вас порадовать. Приложение LG Music также оснащено достойным пятиполосный эквалайзер с шестью предустановоками: Normal, Pure surround, QuadBeat, Bass Booster, Усилитель высоких частот и Усилитель вокала.

Вывод

LG V20 является явным и очевидным победителем в качестве лучшего телефона для любителей музыки и аудиофилов. У этого смартфона имеется отличное аппаратное и программное обеспечение. HTC 10 занял второе место, сильно отстав от лидера. LG V10 отлично подойдет для меломанов, которые не хотят переплачивать большую сумму денег. А вот ZTE Axon 7 удалось выделиться как надежному бюджетному варианту, схожим с телефоном HTC 10.

Технически ЦАПы есть во всех смартфонах, просто реализация отличается. В большинстве телефонах, включая флагманы, он представлен в виде составной части аппаратного кодека. Если в телефоне, кроме кодека, установлен отдельный ЦАП, то это значит, что разработчик создал музыкальный смартфон на базе дорогого решения. От него можно ожидать звучания высокого качества.

Кроме ЦАПа требуется и усилитель звука, так как преобразовать цифровой сигнал в напряжение – это всего половина дела. Усилитель может выдавать низкий уровень тока и напряжения, что не позволит использовать с телефоном высокоомные наушники, так как усилитель просто не сможет «раскачать» их. Отмечу, что чаще всего в характеристиках к смартфону не указывают, какие усилители и ЦАПы использовались в нем. Впрочем, в музыкальных смартфонах эта информация указывается.

1 место – LG G7 ThinQ

Лучшим музыкальным смартфоном справедливо признан корейский LG G7 ThinQ. Это дорогой аппарат, который ранее занял 2 место в рейтинге . На конец 2018 – начало 2019 года это главный по звуку телефон, который получил продвинутый выделенный аудиочип QUAD DAC ES9218P. Внутри него находится 8 модулей ЦАП, отчего и называется он Quad DAC. При подключении высокоомных наушников телефон ведет себя адекватно и выдает качественный звук – Sennheiser HD 650 с импедансом 300 Ом играют круто, что говорит о мощном усилителе.

Плюс, здесь реализована новая технология усиления звука от предметов с помощью специального акустического резонатора. Если телефон положить на стол, то громкость существенно возрастает – до 100 дБ. Плюс, добавляются средние и низкие частоты. Но это далеко не все. Новый G7 получил ряд других классных штук, о которых рассказывал Михаил Борзенков:

Предложения на рынке:

2 место – LG V30+

Смартфон ТОП-класса, который по части звука стал предшественником G7+. Если верить маркетологам, здесь используется 4-канальный, 32-битный стереофонический чип Sabre ES9218P (такой же, как и в LG G7 ThinQ) – он же DAC или выделенный ЦАП с цифровыми фильтрами и предустановками. Здесь можно настроить импульсные параметры цифровых фильтров или использовать имеющиеся пресеты.

При этом ЦАП Hi-Fi Quad настраивает звук под каждый аудиоканал отдельно, что существенно повышает качество звучания. Пользователь в высокоомных наушниках ощущает себя как будто в центре концертного зала.

Предложения:

3 место – Meizu Pro 7

Более дешевое решение для тех, у кого нет денег на предыдущие в рейтинге телефоны, но очень хочется выбрать именно музыкальный гаджет. В Pro 7 от «Мейзу» применяется звуковой чип CS43130 с усилителем, поэтому звук в наушниках и динамиках классный. Плюс, здесь используется хороший китайский процессор MediaTek Heliox X30 и дополнительный экран на тыльной стороне для селфи на тыловую камеру. Также на нем отображается время, уведомления на о звонках и т.д. Meizu Pro 7 – флагман, поэтому здесь есть флагманские фишки: NFC, двойная камера и т.д.

4 место – Meizu 15

Модель также представлена в нашем обзоре . Meizu 15 действительно играет круто. И хотя тут нет стереодинамиков, звучание на высоком уровне – стереопара создается с помощью мультимедийного и разговорного динамиков.

Главное – в телефоне присутствует усилитель Cirrus Logic CS35L35, DSP Hexagon 680 (цифросигнальный процессор для обработки звука) и шумодав Qualcomm Fluence. Все это позволяет вывести в наушниках звук высокого качества – детализированный, с хорошими басами. В приложении для музыки есть пресеты, которые помогают быстро настроить звук под свои предпочтения.

От себя добавлю, что вместо выделенного ЦАПа здесь используется обычный встроенный в чип Qualcomm преобразователь, то есть полноценного ЦАПа нет. Однако звук в наушниках и динамиков настолько хорош, что у большинства продвинутых пользователей создается впечатление, что здесь он есть.

5 место – Highscreen Fest XL Pro

Самый дешевый на рынке смартфон с выделенным ЦАП – его удастся найти за 6500 рублей. От него не стоит ждать производительности или высокого качества фото на камеру, однако по части звука он прекрасен.

DAC здесь не самый классный – он интегрирован с усилителем аналогового сигнала. В результате звук в наушниках высокого качества, но запас громкости не очень высокий. Также тут негромкий мультимедийный динамик, что записываю к недостаткам. Но за 6500 рублей музыкальная начинка в телефоне все равно классная.

Другие смартфоны

Есть и другие смартфоны, оснащенные выделенными цифро-аналоговыми преобразователями. Например, HTC U Ultra получил выделенным ЦАП, который блокируется при подключении сторонних наушников из-за технологии USonic, которая производит анализ звучания с помощью наушников со встроенными микрофонами. Эта технология перешла в новый флагман HTC U12+, но мне неизвестно, есть ли там выделенный ЦАП.

Предыдущий флагман корейского бренда LG – модель G6 – также получила качественный усилитель Sabre (или даже сам ЦАМ), отличающийся высоким качеством воспроизведения звука в наушниках и динамиках. При подключении наушников с импедансом 64 Ома звучание становится классным.

Продолжать можно долго. К сожалению, не всегда известно, какой именно ЦАП и усилитель применяется в новых телефонах, так как производители часто это не указывают вообще. Например, новый Meizu 16th все ожидали увидеть с выделенным аудиочипом, но никакой информации китайская компания по этой части не представила. По сообщениям на форумах 4PDA стало понятно, что никакого ЦАПа, кроме встроенного в чип Qualcomm, здесь нет.



Похожие публикации