Для чего человеку нужны технологии. Зачем нужна технология

Зачем нам нужна технология? Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Я считаю, что технология в школе – очень нужный предмет. Он позволяет учащимся «отдохнуть» от точных наук, больше поработать руками, нежели головой, хотя и в нашем деле ясный ум не повредит, а только поможет. А еще известно, что нервные окончания мозга находятся на кончиках пальцев, поэтому, работая руками, мы развиваем и наш ум. Занимаясь разными видами деятельности на уроках, учащиеся имеют возможность попробовать себя в разных творческих профессиях, понять, что их привлекает в жизни. Я думаю, что наш предмет сыграет свою роль при дальнейшем выборе ребятами будущей профессии. Но самое главное, что несет наш предмет – это возможность творчества. В наше время прикоснуться к прекрасному, создать своими руками красивую вещь, сделать кому-то подарок своими руками – поистине глоток воздуха в нашем техногенном мире. Хочется, чтобы народные промыслы, ручной творческий труд не ушли в прошлое, а возрождались вновь и вновь, неся людям радость.


Создание одежды – это сложный многоэтапный процесс, в котором заняты специалисты самых разных профессий. Художники-модельеры проектируют новые модели одежды. Модельеры – конструкторы разрабатывают чертежи конструкций этих моделей, по которым затем изготовляются лекала для кроя. Инженеры-технологи продумывают в деталях весь процесс технологического исполнения моделей. Портные непосредственно занимаются пошивом одежды, т. е. специалисты, которые могут выполнить технологическую обработку любого узла одежды и собрать все детали в готовое изделие. Дизайнеры одежды, интерьера, ландшафта. Выбор ткани – дело сложное. Не каждая ткань подходит по фактуре, расцветке, предназначению. Голубые глаза становятся ярче от голубых и синих цветов, а карие кажутся более глубокими и выразительными в сочетании с коричневыми тонами одежды. Белый цвет делает, светлую блондинку несколько белесой, особенно зимой и весной, когда сходит загар, но одновременно подчеркивает нежность ее кожи; шатенку с бело-розовой кожей белый цвет, безусловно, освежит; брюнетку с такими же типом кожи он сделает фарфорово-белой, а волосы ее выгодно выделит. Синий цвет прекрасно подходит белокожим, а вот для темной кожи он не годится – подчеркивает желтизну лица. Блондинкам, как правило, идет голубой и синий цвет, золотистые волосы прекрасно сочетаются с зеленым; шатенок выгодно оттеняет розовый и гранатовый цвет; брюнеткам к лицу красный, вишневый, зеленый, желтый. Выбор ткани значительно зависит от особенностей фигуры: светлые тона несколько полнят, темные делают ее более стройной.


Термины, которые используются при шитье. При машинных работах. Обметать – обработка открытых срезов зигзагообразной строчкой, это предотвращает их осыпание. Обстрочить – отделочная строчка по краю изделия или детали. Можно обстрочить клапан, пояс или карман. Настрочить – соединение двух деталей настрочным швом. Застрочить – закрепление машинной строчкой подогнутого края или припуска на шов. Втачать – соединение стачных швом двух деталей по выпуклым и вогнутым срезам. Обтачать – соединение обтачным швом двух деталей, которые в дальнейшем вывертываются. Притачать – соединение стачным швом мелкой детали или части детали с основной либо более крупной. Стачать – соединение стачным швом двух или нескольких деталей, приблизительно одинаковых по размеру, также двух срезов одной детали. При ручных работах. Сметать – временное соединение двух или нескольких деталей сметочными стежками. Приметать – временное прикрепление к основной детали мелкой сметочными стежками. Наметать – временное соединение двух деталей сметочными стежками. Этот прием используют, как правило, тогда, когда одна деталь с подогнутым краем накладывается на другую. Заметать – временное закрепление подогнутого края сметочными стежками. Вметать – временное соединение двух деталей сметочными стежками по выпуклым и вогнутым линиям. Пришить – прикрепление к изделию фурнитуры, украшения, отделки.


Техника безопасности Иглы и булавки 1. Иглы хранить в подушечке или игольнице. 2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку. 3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. 4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии. 5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться. 6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться. 7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки. Ножницы 1. Ножницы хранить в определенном месте – на подставке или рабочей коробке. 2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. 3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. 5. Следить за движением и положением лезвий во время работы. 6. Использовать ножницы только по назначению.


Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине Санитарно-гигиенические требования 1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. 2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. 3. Стул должен стоять против иглы. 4. Расстояние между работающим и машиной должно быть см. 5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку. Правила безопасной работы 1. Волосы спрятать под косынку. 2. На швейную машину не класть посторонние предметы. 3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл. 4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины. 5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса. 6. Перед работой проверять исправность электрического шнура. 7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя. 8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.


Правила работы на швейной машине. 1. Маховое колесо вращать только на себя. 2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью. 3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки. 4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета). 5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы с правой стороны. 6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 810 см. 7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины. 8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки. 9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину. Правила безопасности при работе электрическим утюгом 1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура. 2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки. 3. Ставить утюг на подставку. 4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. 5. По окончании работы утюг выключить.

В настоящее время степень удовлетворения жизненных потребностей каждого человека определяет развитие техники и технологий . Чем более они совершенны, тем более качественную и более надежную продукцию можно изготавливать, тем лучшим является развитие всех отраслей промышленности, тем более состоятельно живет каждый человек и государство в целом. Поэтому основной задачей на нынешнем этапе развития общества является совершенствование техники и технологий.

За время развития человеческого общества техника и технологии прошли сложный путь от примитивных орудий труда до сложных устройств, которые заменяют физический труд человека машинным (рис. 1), от отдельных несложных операций до современных способов обработки материалов и изготовления изделий.

В дальнейшем под термином техника будем подразумевать совокупность машин, механизмов, других приспособлений, применяющихся для создания полезных вещей .

Технология (от греч. техно - мастерство, умение, искусство и логос - наука) - это совокупность приемов и способов, или, по-другому, виды работ, которые применяет человек для изготовления полезных вещей.

Рис. 1.

Под термином полезная вещь подразумевается изделие, которое изготавливает и использует человек для удовлетворения собственных потребностей.


Рис. 2. Полезные вещи: а - изготовленные в домашних условиях; б - изготовленные на промышленных предприятиях (слева-направо)

Да! Все эти вещи создавались в результате кропотливого и настойчивого труда человека.

Деятельность человека, направленная на производство полезных вещей или выполнение полезной работы, называется трудом .

Процесс применения человеком своего труда для изготовления определенной продукции или выполнения полезной работы называют технологической деятельностью . Она может выполняться в домашних условиях или на промышленных предприятиях. В домашних условиях - это изготовление вещей домашнего потребления, ремонт мебели, а также приготовление еды, вскапывание грядок, высадка деревьев, присмотр за животными, выполнение других бытовых, ремонтных и хозяйственных работ. технологический инновация кристенсен рынок

На промышленных предприятиях технологическая деятельность человека направлена на добычу сырья, его переработку и изготовление из него продукции. Например, из древесины сначала изготавливают различные конструкционные материалы: доски, рельсы, оселки и т.п., а уже из них - необходимые для человека изделия. Добытую железную руду, нефть, газ перерабатывают и производят из них определенную продукцию. Из железной руды выплавляют металл, из нефти вырабатывают бензин, различные масла и т.п., из газа - полимерные материалы (пластмассы). Сельскохозяйственная продукция - это сырье для продуктов питания (рис. 3).

Деятельность предприятия, направленная на преобразование сырья или материалов в полезные вещи (изделия), называется производственным процессом .


Рис. 3. Промышленные предприятия: а - производство изделий из древесных материалов; б - добыча нефти; в - добыча железной руды; г - плавление металла; д - выращивание сельскохозяйственной продукции; е - производство пластмассы (слева-направо, сверху-вниз)

В повседневной жизни человек пользуется разнообразными полезными вещами - результатами своего труда. Чтобы облегчить домашнюю работу, используют кухонные комбайны, мясорубки, пылесосы, стиральные и швейные машины, другую бытовую технику. Для удобства пользования разными вещами и их хранения изготавливают шкафы, столы, хлебницы. Все, чем пользуется человек, является результатом его технологической деятельности. Следовательно, труд является неотъемлемой составляющей технологической деятельности.

В то же время выполнение отдельных видов работ, например изготовление из древесины сувенира и его отделка, - это несколько отдельных видов технологической деятельности. Каждый из них характеризуется выполнением определенной работы. Для изготовления сувенира необходимо разработать рисунок будущего изделия, подобрать материал для его изготовления, выполнить разметку заготовки, изготовить и украсить изделие и т. п.

Вид технологической деятельности, направленной на выполнение конкретной работы, называется технологической операцией .

В современном понимании под технологией подразумевается описание приемов выполнения определенных видов работ, их последовательности, перечня необходимых для этого инструментов, устройств, материалов и другой информации, владение которой дает возможность изготовить изделие. Отмечаются такие данные в особом технологическом документе, который называется технологической картой.

Подрывные инновации / технологии по Кристенсену Клейтону Кристенсен Клейтон вёл новый термин «Подрывные инновации / технологии» (именно термин, поскольку описал ранее известный эффект). В своей книге: «Дилемме инноватора» он пришёл к выводу, что «…самые успешные компании часто оказываются самыми уязвимыми для новых или возникающих технологий. Для обозначения новых продуктов, которые вызывают панику на устоявшемся рынке, Клей Кристенсен ввёл термин «подрывные технологии». Энди Гроув назвал это «эффектом Кристенсена», а журнал «Forces» «атакой с чёрного хода». Подрывные технологии предлагают новые версии существующих продуктов. Они «просты в использовании, дёшевы и не отличаются высоким качеством», - утверждал Кристенсен. Обычно их производство предполагает снижение рентабельности и прибыли. Поскольку фирм, желающих выпускать малорентабельные и малоприбыльные новые продукты, находится немного, неудивительно, что успехи подрывных технологий часто оказываются для господствующих на рынке крупных компаний полной неожиданностью. В книге «Дилемма инноватора» Клей Кристенсен постарался выяснить, на чем спотыкаются многие самые успешные компании. Его исследования подтвердили, что именно успех компании часто становится главной причиной последующих ошибок. «Они часто терпят поражения, - утверждал Кристенсен, - потому что те самые методы менеджмента, которые позволили им стать лидерами в отрасли, мешают им развивать подрывные технологии, которые в конечном итоге крадут у них рынки». «Подрывные технологии» или «подрывные инновации» Кристенсена почти всегда становятся результатом какого-то технологического новшества, которое создает новые продукты или услуги, способные заменить существующие технологии и изменить динамику рынка. Концепция стратегически переломного момента гораздо шире, поскольку это явление может быть вызвано нетехнологическими факторами или событиями (вспомните, чем обернулся сухой закон для индустрии спиртных напитков). Однако оба этих явления потенциально способны практически мгновенно пустить под откос любую компанию. Далее приведены примеры подрывных технологий и устойчивых технологий, которым они бросают вызов или приходят на замену: устойчивая технология - подрывная технология; лошади и карета - автомобили; реальные книжные магазины - онлайновые книжные магазины; высшие школы бизнеса - корпоративные университеты; обычные учебники - электронные учебники; традиционная фотография на 35-мм пленке - цифровая фотография; многотомная печатная энциклопедия - Википедия. На последних страницах «Дилеммы инноватора» помещён «Справочник читателя», где Клей Кристенсен даёт менеджерам следующий совет: корпорации должны «возлагать ответственность за внедрение подрывных технологий на те организации, потребность в продукции которых обеспечивает им приток ресурсов». Кроме того, он указал, что подрывные технологии нельзя смешивать в одну кучу с другими устойчивыми традиционными продуктами. Вместо этого он настоятельно рекомендовал корпорациям «создавать для них отдельные организации, достаточно мелкие, чтобы их могли заинтересовать небольшие доходы». Далее, Кристенсен посоветовал менеджерам «планировать неудачи». Он призывал руководителей не рассчитывать на то, что «они окажутся правы с первого раза». Вместо этого он предложил менеджерам подумать о превращении подрывных технологий в коммерческие продукты. Это поможет им извлекать «полезные уроки» и при необходимости корректировать курс».

В кругу учеников

Время неизбежно движется вперед. Меняется окружающий нас мир – меняемся и мы сами. Нужно ли сейчас изучать в школе такой предмет как технология? Зачем девочкам уметь готовить обед, когда в магазине представлен большой ассортимент полуфабрикатов, зачем уметь шить и заниматься рукоделием, когда все это можно купить?

В новом стандарте предмету «Технология» предлагается жизнь на вторых ролях – произошло сокращение количества часов, не осуществляется материальное обеспечение предмета, отсутствует преемственность изучения при переходе из начальной ступени обучения на среднюю.

Разработчики стандартов считают, что современному человеку гораздо важнее освоить виртуальное пространство, научится обращаться с компьютерами и гаджетами, чем уметь работать руками.

Появление новых стандартов, на мой взгляд, было продиктовано потребностями работодателей, неудовлетворенных качеством обученности выпускников. Основные недостатки сегодняшнего выпускника – это отсутствие навыков работы в команде, отсутствие уважение к чужому мнению, неумение найти пути решения нестандартных задач. Все эти недостатки можно компенсировать в процессе выполнения совместной деятельности на уроках технологии.

Уроки технологии на сегодняшний день, единственные, на которых обучающиеся создают собственный практический продукт, который для них личностно значим. Предмет закладывает ту базу умений и навыков, которые учащиеся будут передавать своим будущим детям.

Не секрет, что сейчас очень много неполных семей, либо родители настолько заняты процессом зарабатывания денег, что не уделяют ребенку должного внимания, не говоря уже о том, чтобы учить мальчиков забивать гвозди, а девочек пришивать пуговицы. Компенсировать данный пробел призван предмет технология.

Многие учащиеся сейчас погружены в виртуальный мир до такой степени, что это переходит в болезненную зависимость. Избавить их от этого могут помочь уроки технологии, переключив их внимание на интересные и полезные вещи, создаваемые своими руками, либо на социально значимые проекты.

Во время проведения уроков широко применяются здоровьесберегающие технологии. Как правило, на 80% они проходят в движении, чего не скажешь о математике или русском. Предмет развивает учащихся с практически направленными способностями. Современная школа должна создавать ситуации успеха при обучении для каждого ребенка. Уроки технологии как никакие другие подходят для этого.

Наблюдающийся упадок технологической подготовки учащиеся противоречит поставленной руководством страны задаче подъема на качественно новый уровень технологической базы производства нашей страны. Невозможно освоить нанотехнологии не владея более простыми технологиями.

В соответствии с новыми стандартами каждый школьный предмет в зависимости от своего содержания и организации учебной деятельности детей дает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Считаю, что во время проведения урока технологии возможно формирование всех видов универсальных учебных действий.

Рассмотрим некоторые из них:

Мотивация учебной деятельности

Для возникновения мотивации во время урока происходит внутриличностное соотношение требований учебной деятельности «надо» и внутренней потребности к действию – «хочу». Задача учителя – помочь выполнить поставленную задачу. Организовать ситуацию успеха, для возникновения внутреннего эмоционального состояния – «я могу».

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На данном этапе происходит выполнение пробных учебных действий, фиксация индивидуальных трудностей учащегося, выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднений.

При построении данного проекта учащиеся в коммуникативной форме согласуют план действий для решения поставленной задачи.

Реализация построенного проекта

После построения нескольких моделей реализации проекта, учащиеся должны выбрать оптимальную из них, согласовать свои действия и добиться цели. Данная работа должна вестись с проговариванием предложенных действий во внешней речи, обоснованием критериев своего суждения, достижения договоренности между участниками группы и, в итоге, согласования общего плана действий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Роль учителя в этой части урока – организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую активную познавательную деятельность.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Данный этап фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует самооценку учениками собственной учебной деятельности. Происходит соотношение цели учебной деятельности и ее результатов, намечаются дальнейшие цели деятельности.

Практический выход занятия

На данном этапе урока учащийся может оценить материальное выражение своей деятельности, получив готовое изделие, сравнить его с образцом и имеет возможность, проводя аналогичные действия повысить качество изделия.

Перечисленные выше этапы урока технологии, полностью соотносятся со стандартами нового поколения, используются во время проведения каждого урока технологии и, как никакой другой предмет, направлены на социализацию учащихся, развивают у них умение работать в группах и микрогруппах, вырабатывать конкретный материальный продукт.

Техника и философия техники. Термин «философия техники » был введен Э. Каппом , чья книга «Основания философии техники» издана в Германии в 1877 г. Один из родоначальников философии техники в России - русский инженер П.К. Энгельмайер (1855-1942) в начале ХХ века выпустил книгу «Философия техники», где попытался представить зарождение этой новой отрасли философской науки. Однако только в 70-х годах ХХ столетия была сформулирована программа философии техники как самостоятельной философской дисциплины, поскольку техника стала фактором, определяющим будущее человечества, и для мировой цивилизации было бы трагедией дальнейшее непродуманное ее развитие. Сформировалась необходимость критического философского анализа результатов технической деятельности, перспектив ее развития.

Среди ведущих философов техники ХХ века - Ф. Дессауэр, Х. Ленк, Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс . В числе российских исследователей философии техники наиболее известныВ.Г. Горохов, Б.И. Иванов, Б.И.Кудрин, И.А. Майзель, А.И. Ракитов, В.М. Розин, М.А. Розов, В.С. Стёпин, Д.М. Федяев, В.В. Чешев, С.В. Шухардин, и др.

Главные вопросы философии техники:

* Что такое техника?

* Что она может дать человеку и чего она лишает его?

* Каковы тенденции и социальные перспективы технической деятельности?

* Какова природа современного технического и информационно-технического мира?

Философия техники - весьма развитое направление современной философии, однако до наших дней не создано еще детально разработанной теоретической концепции техники и технического развития, нет даже обстоятельно разработанной системы основных понятий. Это относится и к пониманию самой техники.

Понятие “техника ” в системе философии проделало длительную эволюцию. Так, античные философы к области “techne” относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.д. Греческое "техне" переводится как искусст­во, мастерство, умение. Для греческой цивилизации техне в качестве условия развития человека носит гуманистический характер, в то же время греки подметили и опасность техники для человека. Софокл писал о чудовищной силе, которую техника дала в руки человека и поставила его между добром и злом. Мысль Софокла звучит удивительно современно.

В XVII - XVIII вв. латинское “technica ars” (искусство умелого производства) во французский язык переходит как “technique”, а в немецкий как “technik”. Постепенно формируется классическое понимание техники как совокупности искусственно созданных объектов, прежде всего - орудий труда, машин. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается человеком. Произведенный человеком объект часто называют артефактом (лат. "артефактум" - искусственно сделанный). Техника в первом приближении и может быть определена как совокупность ар­тефактов.



Однако недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Непременным условием возникновения и развития техники служит технология . Она неразрывно связана с техникой как конкретный способ, как определенный алгоритм функционального соединения человека и техники. Чем менее развита техника, тем больше технологиче­ских функций выпадает на долю человека и наоборот.

Первоначально, на этапе ручного труда , техника имела в ос­новном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов че­ловека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машиниза­ции техника становится самостоятельной силой, труд механизи­руется. Техника как бы отделяется от человека, который сам становит­ся придатком машины, он дополняет ее возможности. На треть­ем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации на первый план выходит уже сила интеллекта чело­века, реализуемая посредством техноло­гии. Происходит объединение науки и технологии, следствием ко­торого является научно-технологический прогресс, современный этап которого называется часто научно-технической революцией.

В процессе осмысления современного научно-технического прогресса развивается содержание понятия “техника”. Одно из направлений современной отечественной философии техники, возглавляемое В.Г. Гороховым , включает в понятие “техника ”:

Совокупность технических устройств, артефактов - от простейших орудий до сложнейших технических систем;

Специфическую область знания - от специализированных рецептурно-технических знаний до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;

Область человеческой деятельности , направленную на создание технических устройств и их эксплуатацию;

Совокупность умений и навыков человека, составляющих особенности того или иного рода человеческой деятельности, искусство и мастерство человека в этой деятельности.

Таким образом, философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. В узком смысле техника есть совокупность артефактов, соз­даваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности, как это выявлено у В.Г. Горохова . Однако в этом случае понятие «техника» включает в свое содержание и технологию , что не позволяет с достаточной ясностью «развести» эти понятия. В дальнейшем изложении будем понимать технику, прежде всего, в ее узком смысле.

Единство человека и техники. В оценке феномена техники существует большое число подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специали­зированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием технических артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания техники и технологических цепей свою волю к власти. В рациональном подходе техника рассматривается как сознательно (рационально) ре­гулируемая деятельность человека.

Нетрудно видеть, что каждый из этих подходов подчеркивает в сущности техники гуманитарные, “человеческие” характеристики. Поэтому техника не может быть помещена лишь в систему природных закономерностей, вне и помимо социальных отношений она существовать не может.

Во-первых, само существование техники вызвано необходимостью удовлетворения именно социальных потребностей: производства материальных ценностей, оказания услуг и т. д. Во-вторых, приводит технику в действие, взаимодействует с нею, обслуживает ее человек . Поэтому свое собственное качество техники она приобретает лишь в системе “человек - техника”. Такого рода особенности характерны для любого вида техники: производственной, транспортной, медицинской, офисной и т.д.

Таким образом, техника содержит в более или менее развернутом виде социальную составляющую, личностный фактор. Поэтому развитие техники зависит, во-первых, от развития человека как ее потенциального члена . Во-вторых, развитие техники детерминируется развитием общества, поэтому социальная составляющая - неотъемлемый компонент ее сущности. В этом наглядно проявляется процесс социализации техники .

Однако необходимо учитывать и другую сторону процесса - "технизацию" человека. Пока наши предки из далекой человеческой предыстории противостояли природе сами по себе, они не отличались от человекообразных обезьян. Когда же они начинают противостоять природе с помощью системы искусственных орудий - первобытной техники, они становятся людьми. Поэтому можно сказать, что так же, как человек создает технику, так и техника создает человека, человеческие отношения.

Техника приобретает свое собственное техническое качество лишь во взаимодействии с эксплуатирующим ее человеком. Поэтому объектом профессиональной деятельности инженера являются не просто технические системы как созданные человеком артефакты, но системы «человек - техника».

В этом аспекте становится необходимым знать, какие качества человека оказываются решающими для наиболее эффективного функционирования технических систем. Подобного рода исследования проводятся в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других наук. Философия здесь играет, прежде всего, методологическую роль, определяя наиболее общие подходы к решению рассматриваемых вопросов. При этом оказывается, что спор между биологизаторством и социологизаторством приобретает сугубо прикладное техническое значение, ибо по-разному формирует задачи конструктору технических систем.

Методологически-техническое значение современной философской антропологии проявляется, прежде всего, в том, что она ориентирует инженера на учет как биологических, так и социальных качеств человека. Действительно, теория и практика усилителей низкой частоты стала необходимой, в частности, и потому, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Такая специфика соответствия человека и технического устройства в единой системе «человек - техника» как раз и учитывается в специальных отраслях технических наук.

Социальные аспекты человека приобретают техническое значение не только потому, что каждое техническое устройство предназначено для достижения определенных социальных целей. Социальное качество техники выявляется и в том, что инженер-проектировщик, создавая техническое устройство именно как компонент системы «человек - техника» фактически конструирует алгоритм деятельности человека в конкретной технической ситуации.

Сформировавшийся в современной философской литературе подход к соотношению человека и техники позволяет рассматривать их как универсальные парные категории социальной философии.

Технократический оптимизм и технопессимизм. В 1972 году международную сенсацию вызвало опубликование «Пределов роста» - первого доклада Римского клуба на основе результатов исследования под руководством американского ученого Д. Медоуза . Доклад опрокидывал все прежние представления о стабильности и благоденствии, о целях и перспективах человеческого существования. Вывод доклада: человечество уверенно идет навстречу глобальной катастрофе, избегнуть которой можно, лишь приняв меры по ограничению роста производства, добычи и переработки природных ресурсов. «Пределы роста» показали, что рост не может продолжаться бесконечно, что человечество должно отказаться от количества в пользу качества.

За четверть века учеными разных стран по инициативе Римского клуба подготовлено около 20 докладов по исследованию глобальных про­блем современности. Эти доклады обратили внимание мировой обществен­ности не только на непосредственные угрозы природе, которые исходят из узко понятого технического прогресса. Они поставили проблему изменения самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориента­ций. В известной мере сбылось предостережение русского философа В.В. Розанова (1856-1919), сделанное им в начале ХХ века: «Техника, присоединив­шись к душе, дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила. Появилась “техническая душа”... И вдохновение умерло...»

К середине ХХ столетия проблемы подобного рода осмысливались в технократических концепциях, или, как их называют по-иному, концепции технократического оптимизма . В социальной утопии Т. Веблена (1857-1929) “Инженеры и система цен” технические специалисты были представ­лены как бескорыстные служители идеи социального прогресса.

В работах Дж. Гэлбрейта “Новое индустриальное общество” и “Экономические теории и цели общества” (60-70-е годы) сформулировано понятие “техноструктуры ” как складывающейся в обществе иерархии технических специалистов - от рядового техника до руководителя сложного техниче­ского комплекса. По его мнению, техноструктура выступает как “носитель коллективного разума и коллективных решений”. Техницистские прогнозы долгое время считались достаточно реальными, ибо опирались на мощный поток научно-технического развития. Однако это развитие привело к обострению многих социальных проблем.

Поэтому концепции технократического оптимизма стали восприниматься и оцениваться критически. Такого рода оценка содержалась в ряде антиутопий («Утопия 14» К. Воннегута , «451 0 по Фаренгейту» Р. Бредбери, «О, дивный новый мир» О. Хаксли , «1984» Дж. Оруэлла «Мы» Е.И.Замятина и др.), которые показали, что изощренная техника начинает господствовать над человеком, подавляет его индивидуальность и свободу.

Философская критика технократии исходит из того, что абсолютизация роли техники и технологии неприемлема. Поэтому современная философия считает актуальным и необходимым обсуждение этических, нравственных аспектов технической, инженерной деятельности. Известный представитель немецкой “философии техники” А. Хунинг пишет: «Никогда еще прежде в истории на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой - многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими живыми существами и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек в региональном или даже глобальном масштабе может уничтожить свой собственный вид и все высшие формы жизни или, по меньшей мере, причинить огромный ущерб».

Действительно, техника ныне приобрела относительную самостоятельность, и трудно определить, кто кому служит : техника человеку или человек - технике?

Рассуждая о природе техники, Хайдеггер часто говорил об извлечении потаённого. Кажется странным: что потаённого в том, что автомобиль требует хорошей дороги и гаража? Однако человек превратился в нечто, выполняющее требования технической реальности, которая развивается по своим объективным законам, используя человека, как муравей использует хвоинку.

Интересные аналогии проводит основатель новой теории техники (названной им «технетика») Б.И. Кудрин применительно к современному гаражному строительству: появилось техническое изделие - автомобиль, которое потребовало для себя многоэтажное сооружение для обеспечения приемлемых климатических условий во время отдыха автомобиля; гигиенических установок в виде душевых устройств с шампунями и растворителями. Авто, как индивид, разборчиво в питании. На этой основе реализовано расслоение на богатых и бедных. К жилью авто стало выдвигать эстетические требования, завершая переход от примитивной «ракушки» к многоэтажному кирпичному особняку с элементами псевдоготики. Владелец авто нередко делает подарок не любимой, а автомобилю.

Следовательно, техническое перестраивает окружающий мир в направле­нии, благоприятном для себя. Оно объективно проявляет свои потребности, ко­торые человек с неотвратимостью удовлетворяет.

People in contemporary world can hardly imagine their lives without machines. Every day either a new gadget is invented or an old one is improved. Different people appreciate new inventions differently. Some suppose that sophisticated gadgets are really useful and necessary, while others find them absolutely awful as they influence people badly. As for me, I am pretty sure that gadgets make people`s lives easier.

Firstly, they do all kinds of dirty and hard work, as cleaning. Secondly, devices can save a lot of time as well as storage space. For instance, a computer disk can contain the same amount of information as several thick books.So, machines help people in different spheres.

However, opponents of this point of view are definitely sure that gadgets affect people negatively. People are reluctant to work due to the influence of machines. People become lazy and disorganized. They just expect their latest gadgets to do everything instead of them. Moreover, according to scientists, a great number of widespread devices produce radiation that can cause serious health problems. Furthermore, more and more people are becoming addicted to their modern gadgets, for instance computers, TVs or mobile phones. So, they neglect their home obligations, work or school and spend all their spare time in front of a laptop screen or a TV-set.

In conclusion, I firmly believe that in spite of all drawbacks, gadgets have, their benefits are much more considerable, as they save people`s time and let them enjoy life.

Перевод:

Современный человек едва ли может представить свою жизнь без машин. Ежедневно или появляются новые устройства, или улучшаются уже существующие. Люди по-разному относятся к новым изобретениям. Некоторые полагают, что сложные гаджеты на самом деле полезны и необходимо, в то время, как другие считают их ужасными из-за их отрицательного влияния на людей. Что касается меня, я абсолютно уверена в том, что новые устройства делают нашу жизнь легче.

Во-первых, они выполняют всю грязную и тяжелую работу, такую как уборка. Во-вторых, устройства экономят как время, так и место. Например, компьютерный диск может вмещать столько же информации, как несколько толстых книг. Итак, машины помогают людям в разных сферах деятельности.

Однако противники этой точки зрения абсолютно уверены в том, что новые изобретения отрицательно влияют на людей. Люди не хотят работать из-за влияния устройств. Они становятся ленивыми и неорганизованными. Они ждут, когда их последние изобретения сделают всё за них. Более того, по мнению ученых, многие широко распространенные гаджеты обладают излучением, которое может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. Кроме того, всё больше и больше людей становятся зависимыми от компьютера, телевизора или мобильного телефона. Они игнорируют свои домашние обязанности, учебу или работу и проводят всё своё время перед ноутбуком или экраном телевизора.

В заключение, я считаю, что, несмотря на все имеющиеся недостатки, достоинства гаджетов намного более занчительны, так как они экономят время и позволяют людям наслаждаться жизнью!

Каменская Татьяна



Похожие публикации